Завещание пушкина анализ

Моё завещание друзьям

Хочу я завтра умереть

И в мир волшебный наслажденья,

На тихой берег вод забвенья,

Веселой тенью отлететь…,

Прости навек, очарованье,

Отрада жизни и любви!

Приближьтесь, о друзья мои,

Благоговенье и вниманье!

Певец решился умереть.

Итак, с вечернею луною,

В саду не льзя ли дерн одеть

Узорной белой пеленою?

На темный берег сонных вод,

Где мы вели беседы наши,

Не льзя ль, устроя длинный ход,

Нести наполненные чаши?

Зовите на последний пир

Спесивой Семелеи сына,

Эрота, друга наших лир,

Богов и смертных властелина,

Пускай веселье прибежит,

Махая резвою гремушкой,

И нас от сердца рассмешит

За полной пенистою кружкой.

Пускай игривою толпой

Слетят родные наши музы,

Им первый кубок круговой,

Друзья! священны нам их узы,

До ранней утренней звезды,

До тихого лучей рассвета

Не выйдут из руки поэта

Фиалы братской череды,

В последний раз мою цевницу,

Мечтаний сладостных певицу,

Прижму к восторженной груди.

В последний раз, томимый нежно,

Не вспомню вечность и друзей,

В последний раз на груди снежной

Упьюсь отрадой юных дней!

Когда ж восток озолотится

Во тьме денницей молодой,

И белый топол озарится,

Покрытый утренней росой,

Подайте грозд Анакреона,

Он был учителем моим,

И я сойду путем одним

На грустный берег Ахерона…,

Простите, милые друзья,

Подайте руку, до свиданья!

И дайте, дайте обещанье,

Когда навек укроюсь я,

Мое исполнить завещанье.

Приди, певец мой дорогой,

Воспевший Вакха и Темиру.

Тебе дарю я лень и лиру,

Да будут Музы над тобой…,..

Ты не забудешь дружбы нашей,

О Пущин, ветреный мудрец!

Прими с моей глубокой чашей

Увядший миртовый венец!

Друзья! вам сердце оставляю

И память прошлых красных дней,

Окованных счастливой ленью

На ложе маков и лилей,

Мои стихи дарю забвенью,

Последний вздох, о други, ей.

На тихой праздник погребенья

Я вас обязан пригласить,

Веселость, друг уединенья,

Билеты будет разносить …,..

Стекитесь резвою толпою,

Главы в венках, рука с рукою,

И пусть на гробе, где певец

Исчезнет в рощах Геликона,

Напишет беглый ваш резец:

«Здесь дремлет Юноша-Мудрец,

Питомец Нег и Аполлона».

На фотографиях виден почерк Пушкина А. С., в подлиннике стихотворение «,Моё завещание друзьям»,:

Сохранились следующие рукописи стихотворения:

1) беловой автограф, с двумя слоями поправок, основной текст дает первую редакцию стихотворения,

2) копия И. И. Пущина в лицейской тетради Пушкина, списанная с автографа после поправок, вторая редакция стихотворения. Поправки Пушкина дают, повидимому, незаконченную переработку стихотворения,

3) копия в тетради А. В. Никитенка,

4) копия в первой части тетради кн. Н. А. Долгорукова.

Стихотворение датировано 1815 годом в ЛТ Пушкиным. Написано оно не ранее мая и не позднее октября этого года.

«,Мое завещание друзьям», А.Пушкин

«Мое завещание друзьям» Александр Пушкин

Хочу я завтра умереть

И в мир волшебный наслажденья,

На тихий берег вод забвенья,

Веселой тенью отлететь…,

Прости навек, очарованье,

Отрада жизни и любви!

Приближьтесь, о друзья мои,

Благоговенье и вниманье!

Устройте завтра шумный ход,

Нести радостные чаши

На темный берег сонных вод,

Где мы вели беседы наши.

Зовите на последний пир

Семелы радостного сына,

Эрота, друга наших лир,

Богов и смертных властелина.

Пускай веселье прибежит,

Махая резвою гремушкой,

И нас от сердца рассмешит

За полной пенистою кружкой.

Пускай игривою толпой

Слетят родные наши музы,

Им первый кубок круговой.

Друзья! священны нам их узы,

До ранней утренней звезды,

До тихого лучей рассвета

Не выйдут из руки поэта

Фиалы братской череды,

В последний раз мою цевницу,

Мечтаний сладостных певицу,

Прижму к восторженной груди.

И брякнут перстни золотые

В завет любви в последний раз.

Где вы, подруги молодые?

Летите дорог смерти час.

В последний раз, томимый нежно,

Забуду вечность и друзей,

В последний раз на груди снежной

Упьюсь отрадой юных дней!

Когда ж восток озолотится

Во тьме денницей молодой,

И белый топол озарится,

Покрытый утренней росой,

Подайте грозд Анакреона,

Он был учителем моим,

И я сойду путем одним

На грустный берег Ахерона…,

Простите, милые друзья,

Подайте руку, до свиданья!

И дайте, дайте обещанье,

Когда навек укроюсь я,

Мое исполнить завещанье.

Приди, певец мой дорогой,

Воспевший Вакха и Темиру,

Тебе дарю я лень и лиру,

Да будут музы над тобой…,

Ты не забудешь дружбы нашей,

О Пущин, ветреный мудрец!

Прими с моей глубокой чашей

Увядший миртовый венец!

Друзья! вам сердце оставляю

И память прошлых красных дней,

Окованных счастливой ленью

На ложе маков и лилей,

Мои стихи дарю забвенью,

Последний вздох, о други, ей!

На тихий праздник погребенья

Я вас обязан пригласить,

Веселость, друг уединенья,

Билеты будет разносить…,

Стекитесь резвою толпою,

Главы в венках, рука с рукою,

И пусть на гробе, где певец

Исчезнет в рощах Геликона,

Напишет беглый ваш резец:

«Здесь дремлет юноша-мудрец,

Питомец нег и Аполлона».

Анализ стихотворения Пушкина «Мое завещание друзьям»

Сцены дружеского пиршества, типичные для лицейской лирики, созданы под влиянием поэтики Батюшкова. Анакреонтические традиции определяют трактовку образа лирического героя у обоих авторов. Субъект речи молод, воодушевлен и полон сил, окружен верными друзьями. Слух пирующих услаждают песни муз и мелодичные звуки свирели. Безоблачная атмосфера «часов крылатых» осложняется мотивом быстротечности счастья. В батюшковском «Совете друзьям» герой предчувствует свою гибель, однако печальное будущее не повод для уныния. Он призывает единомышленников следовать «юности забавам», разбавляя шутками приятную беседу о возвышенном.

На пир, изображенный юным поэтом в тексте 1815 г., приглашены не только товарищи и «родные» музы, но Дионис и Эрос. Дружеская беседа и смех, кружки, полные пенистой влаги, свирель, мелодия которой выражает заветные мечтания, атрибуты сцены традиционны. Они контрастируют с эпатирующим поводом для веселого празднества, о котором сообщается в зачине. Решительный герой желает «завтра умереть» и по этой причине созывает близких людей и божественных персонажей на берег сонной реки.

Важное значение имеют характеристики художественного пространства. Сцена происходит у темных вод, изображение которых перекликается с образом «грустного берега» адской подземной реки, мифологического Ахерона.

Герой-поэт, позиционирующий себя учеником Анакреонта, высказывает намерение совершить еще один символический обряд. Он собирается передать атрибуты поэтического вдохновения, увядший венок из мирта и лиру, присовокупив к последней склонность к ленивому, расслабленному времяпрепровождению. Автор называет фамилии конкретных людей, которым адресованы прощальные дары: Дельвиг и Пущин. Первый из них обозначен при помощи перифразы, второй назван прямо. Заканчивая земное существование, певец намерен расстаться с чувственным миром и воспоминаниями о счастливых «красных днях». Он готов предать забвению и собственные стихи.

Традиционные детали прощального обряда призваны настроить читателя на скорбный лад. Однако пушкинская трактовка образа смерти не столь однозначна: она представляет окончание земного бытия как переход в иное состояние, когда «веселая тень» ушедшего перемещается в «мир наслажденья». Смягчают элегическое настроение и оптимистические ноты финала. Умерший певец попадает не в мрачные стены подземного царства, а бесследно скрывается в рощах, которые по представлениям античных авторов служили традиционным пристанищем для муз и поэтов.

Анализ стихотворения «,Завещание»,

Стихотворение «,Завещание», написано поэтом за год до гибели, в период, когда он находился под впечатлением от походов русской армии в Чечню. По форме стихотворение «,Завещание», представляет собой монолог умирающего на чужбине воина. Тяжело раненный в бою, на пороге смерти он посылает со своим товарищем последний привет родной земле и тем, кто помнит или даже не помнит его. Повествование от первого лица помогает раскрыть внутренний мир героя.

Первые его слова: «Наедине с тобою, брат …, » —, создают атмосферу исповеди. В этом монологе выражена бесхитростная и мужественная суть характера русского солдата с его добротой и чувством долга, фатализмом и глубокой любовью к родине. Наверняка герой молод, и читателя поражает его искренность и суровая готовность к смерти. Он говорит о том, что его судьбой «никто не озабочен». А его слова о том, что он «умер честно за царя», полны достоинства.

Он просит передать «поклон родному краю». Очень трогательно звучит просьба скрыть известие о его смерти от отца и матери: «Признаться, право, было б жаль / Мне опечалить их». А вот женщина, с которой он уже давно расстался, не будет искренне горевать: «Пускай она поплачет …, / Ей ничего не значит!»,

Автор очень точно передал лексикой, рифмой, построением фраз, расстановкой знаков препинания характер лирического героя и даже его физическое состояние. Все слова, которые он произносит, именно те, каких ждёшь от обыкновенного солдата. Он точно указывает характер своего ранения «навылет в грудь» ), врачей называет лекарями, а родине посылает не привет, не любовь, а именно поклон. А «умер честно за царя» —, это точная формулировка извещения о гибели.

В монологе раненого солдата много коротеньких, а часто даже не законченных предложений, которые отмечены многоточием (семь многоточий на четыре строфы!). Так автор передаёт прерывистую речь и затруднённое дыхание героя. Той же цели служит скопление звуков п, которые имитируют затруднение речи:

Ты расскажи всю правду ей,

Пустого сердца не жалей,

Пускай она поплачет …,

Лирический герой стихотворения —, типичный для творчества Лермонтова романтический герой с трагической судьбой, который погибает «во цвете лет». Стихотворение «,Завещание», не богато яркими лексическими средствами выразительности. Здесь есть эпитет (пустое сердце), использовано обращение брат, которое подчеркивает доверительность интонации стихотворения, и устойчивые метафорические выражения (застать в живых, ранить навылет, послать поклон: жить па свете).

В стихотворении много восклицательных предложений и умолчаний —, это помогает автору передать живую речь. Включены речевые обороты в народном стиле (сказать по правде, ей ничего не значит), :которые дополняют образ лирического героя.

Формально текст можно разбить на четверостишия с построчной или пере:крёстной рифмой в различной последовательности. Размер их также неоднороден: то чёткий четырёхстопный ямб, то разностопный. Такое, на первый взгляд, хаотичное построение стихотворения позволяет передать безыскусную простонародную речь лирического героя.

И. Л. Андроников, известный литературовед, исследователь творчества Лермонтова, отмечал его способность перевоплощаться в героев создаваемых им произведений. В творчестве поэт не был ни тем надменным гордецом, каким видели его в светском обществе, ни язвительным острословом, каким был он в :кругу офицеров.

Вот и в этом небольшом стихотворении «,Завещание», Лермонтов просто, без изысков рассказал историю умирающего воина, будто действительно сам пере воплотился в него —, перенял речь и образ мыслей обыкновенного солдата.

Стих завещание пушкин

Моё завещание друзьям

Хочу я завтра умереть

И в мир волшебный наслажденья,

На тихой берег вод забвенья,

Веселой тенью отлететь.

Прости навек, очарованье,

Отрада жизни и любви!

Приближьтесь, о друзья мои,

Благоговенье и вниманье!

Певец решился умереть.

Итак, с вечернею луною,

В саду нельзя ли дерн одеть

Узорной белой пеленою?

На темный берег сонных вод,

Где мы вели беседы наши,

Нельзя ль, устроя длинный ход,

Нести наполненные чаши?

Зовите на последний пир

Спесивой Семелеи сына,

Эрота, друга наших лир,

Богов и смертных властелина,

Пускай веселье прибежит,

Махая резвою гремушкой,

И нас от сердца рассмешит

За полной пенистою кружкой.

Пускай игривою толпой

Слетят родные наши музы,

Им первый кубок круговой,

Друзья! священны нам их узы,

До ранней утренней звезды,

До тихого лучей рассвета

Не выйдут из руки поэта

Фиалы братской череды,

В последний раз мою цевницу,

Мечтаний сладостных певицу,

Прижму к восторженной груди.

В последний раз, томимый нежно,

Не вспомню вечность и друзей,

В последний раз на груди снежной

Упьюсь отрадой юных дней!

Когда ж восток озолотится

Во тьме денницей молодой,

И белый топол озарится,

Покрытый утренней росой,

Подайте грозд Анакреона,

Он был учителем моим,

И я сойду путем одним

На грустный берег Ахерона.

Простите, милые друзья,

Подайте руку, до свиданья!

И дайте, дайте обещанье,

Когда навек укроюсь я,

Мое исполнить завещанье.

Приди, певец мой дорогой,

Воспевший Вакха и Темиру.

Тебе дарю я лень и лиру,

Да будут Музы над тобой.

Ты не забудешь дружбы нашей,

О Пущин, ветреный мудрец!

Прими с моей глубокой чашей

Увядший миртовый венец!

Друзья! вам сердце оставляю

И память прошлых красных дней,

Окованных счастливой ленью

На ложе маков и лилей,

Мои стихи дарю забвенью,

Последний вздох, о други, ей.

На тихий праздник погребенья

Я вас обязан пригласить,

Веселость, друг уединенья,

Билеты будет разносить.

Стекитесь резвою толпою,

Главы в венках, рука с рукою,

И пусть на гробе, где певец

Исчезнет в рощах Геликона,

Напишет беглый ваш резец:

«Здесь дремлет юноша-мудрец,

Питомец нег и Аполлона».

МОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ДРУЗЬЯМ. При жизни Пушкина не печаталось.

«Приди, певец мой дорогой» Дельвиг, напечатавший в «Российском музеуме» (1815 г.) стихотворения «Вакх» и «К Темире».

В рукописи и в копиях имеются стихи, пропущенные в окончательной редакции, здесь печатаемой. После стиха «Прижму к восторженной груди»:

И брякнут перстни золотые

В завет любви в последний раз.

Где вы, подруги молодые?

Летите, дорог смерти час.

После стиха «И память прошлых красных дней»:

Сюжетный анализ: «Завещание» Лермонтова М.Ю.

Многие почитатели творчества Лермонтова называют его стихотворение «,Завещание», пророческим, в нем он как бы предвидел свою смерть и прощался с окружающим миром. На самом деле это произведение не имеет никакого отношения к писателю, он его сочинил в 1840 году в форме исповеди раненного героя, которому жить осталось считанные дни, а то и часы. На первый взгляд никаких совпадений с судьбой Михаила Юрьевича не показывает анализ. «,Завещание», Лермонтова посвящается всем солдатам, служащим в армии царской России.

Согласно сюжету в стихотворении описывается судьба раненного солдата, разговаривающего с другом. Герой просит выполнить его последнюю волю, он понимает, что его никто не ждет, никому он не нужен, но если кто и спросит о нем, то товарищ должен сказать, что воин был пулей ранен в грудь и честно умер за царя. Солдат отмечает, что родителей друг вряд ли застанет живыми, но если они не умерли, то расстраивать стариков и говорит о его гибели не нужно. Правду рассказать можно лишь соседке, в которую герой был когда-то влюблен. Она искренне поплачет, но не примет близко к сердцу его кончину.

Кем был герой стихотворения, не показывает анализ. «,Завещание», Лермонтова позволяет взглянуть на жизнь простого русского солдата XIX века. В те времена в армию призывали на 25 лет, за этот период многие умирали в войнах, а тех, кто оставался в живых, дома уже никто не ждал. Поэт повествует об обычном крестьянском парне, судьба которого была перечеркнута. Когда-то у него была семья, возлюбленная, но армия все у него забрала. Девушка-соседка уже и забыла о его существовании, родители умерли. Герой даже не опечален своей скорой кончиной, его ничто не держит на этой земле &ndash, именно это показывает анализ.

«,Завещание», Лермонтова содержит скрытый смысл. Поэт как будто предвидит, что его жизнь будет недолгой и интуитивно ищет смерть. Многие исследователи творчества Михаила Юрьевича и литературные критики приходят к убеждению, что это стихотворение можно считать пророческим, а сам автор обладал даром предвидения. Возможно, «,Завещание», Лермонтов написал, вовсе не себя имея в виду, но все же некоторые параллели между его жизнью и судьбой неизвестного солдата есть.

Во-первых, писатель точно также как и его герой, погиб от пули в грудь, но не на поле брани, а на дуэли. Во-вторых, стихотворение «,Завещание», Лермонтов писал, когда его родителей уже не было в живых, оставалась бабушка, но он не считал ее близким человеком и питал к ней противоречивые чувства. Образ соседки Михаил Юрьевич мог списать с многих женщин, которыми восхищался и считал своими музами. Скорее всего, он имел в виду Варвару Лопухину &ndash, именно на этот факт указывает анализ.

«,Завещание», Лермонтова имеет некоторые несовпадения с жизнью самого автора. В стихотворении ситуация представлена таким образом, что девушка позабыла о герое, но на самом деле это Михаил Юрьевич разорвал отношения с женщиной, которую боготворил, считая, что не в состоянии сделать ее счастливой. Сама Варвара Лопухина до конца своих дней жалела, что не могла провести с любимым последние месяцы его жизни.

Анализ стихотворения Лермонтова «Завещание»

Незадолго до своей трагической гибели Михаил Лермонтов написал стихотворение «Завещание» (1840 г), которое, на первый взгляд, не имело никакого отношения к судьбе самого поэта. В нем автор изобразил умирающего солдата, который прощается со своим другом и братом по оружию, наказывая ему выполнить последнюю волю. Солдат был сражен вражеской пулей и, находясь в лазарете, понимает, что жить ему осталось совсем немного. Он просит неизвестного собеседника передать поклон родной земле и рассказать тем, кто дорого солдату, о его смерти. «Скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был, что умер честно за царя», —, отмечает главный герой произведения. При этом он

подчеркивает, что его другу вряд ли удастся застать в живых отца и мать. И это неудивительно, потому что в царской России в армию солдат призывали сроком на 25 лет. И если им удалось выжить во многочисленных войнах, то дома они уже практически никого не заставали и своих близких. Поэтому главный герой стихотворения, с одной стороны, очень опечален тем, что его родители, вероятно, уже умерли. С другой же стороны он не хочет, чтобы они знали о его гибели. Поэтому он просит друга не сообщать им об этом, если застанет стариков в живых. «Скажи, что я писать ленив, что полк в поход послали и чтоб меня не ждали», —, отмечает солдат.

Лермонтов нарочно не указывает, кем был его герой в обычной жизни. Вероятнее всего, он —, обычный крестьянский парень, которому служба армии сломала всю жизнь. сам же герой признается в том, что когда-то был влюблен в свою соседку. Однако он понимает, что избранница уже давно забыла о его существовании. Ей солдат разрешает рассказать о своей гибели. «Ты расскажи всю правду ей, пустого сердца не жалей!», —, отмечает главный герой. Действительно, его бывшая возлюбленная может оказаться единственным человеком, который искренне поплачет о погибшем. Но это печальное известие вряд ли затронет ее душу, потому что образ того, кого она когда-то любила, дано уже стерся из памяти этой немолодой уже женщины.

Рассказывая о судьбе неизвестного русского солдата, Михаил Лермонтов вкладывает в это стихотворение тайный смысл. Между строк можно прочесть завещание самого поэта, который знает, что его жизнь будет недолгой и интуитивно ищет смерти. Сегодня многие исследователи творчества Лермонтова приходят к убеждению, что этот человек обладал пророческим даром и знал, что должен умереть. Если исходить из этого, то тайный смысл стихотворения «Завещание» становится явным. Ведь поэт также погиб от пули в грудь во время дуэли, хотя мечтал умереть на поле брани. Точно так же, как и у главного героя произведения, у Лермонтова к тому моменту в живых не было ни отца, ни матери, а к родной бабушке он питал весьма сложные и смешанные чувства, не считая ее близким для себя человеком.

Что касается образа девушки-соседки, то под это определения могут попасть многие женщины, которыми восхищался поэт. Однако, вероятнее всего, автор подразумевает Варвару Лопухину, которая была его музой до самой смерти, хотя Лермонтов отказался связывать себя узами брака с женщиной, которую боготворил. Именно от был виноват в разрыве отношений с возлюбленной, считая, что не способен сделать ее по-настоящему счастливой. Однако в стихотворении ситуация представлена с точностью до наоборот: автор фактически обвиняет свою избранницу в том, что она его забыла. И это —, единственная неточность в произведении, которую можно считать неумелой попыткой Лермонтова оправдать свои поступки. Он посчитал, что Лопухина гораздо легче перенесет известие о его смерти, если будет знать, что между ними все кончено. И —, оказался неправ, потому что лишил возлюбленную возможности провести с ним последние месяцы жизни, о чем Варвара Лопухина сожалела до самой смерти.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: