Завещание беликова в рассказе человек в футляре

Образ Беликова в произведении Чехова «Человек в футляре»: кто такие футлярные люди и чем они характеризуются?

Кто такие футлярные люди? Они окружают нас повсюду, но мало кто догадывается, что их можно охарактеризовать именно таким интересным термином. Потому что не все читали знаменитый рассказ Антона Павловича Чехова, который так и назывался &ndash, «,Человек в футляре»,. Именно этот русский прозаик-драматург впервые в истории предложил такой тип личности. Впрочем, обо всём &ndash, по порядку.

Визуальный образ

Тот, кто знаком с творчеством Чехова, знает, как богат мир его произведений на человеческие типы. Кто только не встречается в его рассказах! И совестливые личности, не удовлетворённые общественными законами и собой, и недалёкие обыватели, и благородные мечтатели, и чиновники-приспособленцы. И образы «,футлярных», людей тоже встречаются. В частности &ndash, в упомянутом выше рассказе.

В центре сюжета «,Человека в футляре», - учитель гимназии по фамилии Беликов. Преподающий греческий язык &ndash, уже давно переставший быть кому-либо нужным. Он очень странный. Даже если на улице солнце &ndash, он одевает галоши, тёплое ватное пальто с высоким воротником и берёт зонтик. Обязательный «,аксессуар», - тёмные очки. Уши он всегда закладывает ватой. Ездит на извозчике, с всегда поднятым верхом. А ещё у Беликова всё хранится в чехлах &ndash, зонтик, часы, и даже ножик перочинный.

Но это только образ. Казалось бы, описание говорит лишь о том, что человек аккуратный и предусмотрительный, может, ещё немного педантичный. Но недаром говорят, что во внешнем проявлении отражается внутреннее состояние человека. И это действительно так.

Личностная характеристика

Примеры «,футлярных», людей, встречающихся в жизни, отражаются в Беликове. Он &ndash, некая смесь социопата, параноика и интроверта. Всего живого он боится. Его жизненный девиз таков: «,Как бы чего не вышло»,. Он ко всему, что его окружает, относится с осторожностью и страхом. Беликов не способен мыслить свободно, так как каждая его идея находится в «,футляре»,.

И ладно, если бы таким он был в обществе. Но ведь даже дома он ведёт себя аналогично! Одевается в длинный халат и колпак, ставни на окнах плотно запирает, защёлкивая задвижки. Кровать у него с пологом, и когда Беликов в неё ложится &ndash, то укрывается одеялом с головой.

Естественно, он соблюдает все посты, и не заводит слуг женского пола &ndash, опасаясь, что другие его будут подозревать в отношениях с ними. Беликов &ndash, самый настоящий отшельник. Который, в прямом смысле слова, боится жить.

Последствия

Естественно, такой образ жизни, который ведёт Беликов, не может ни на чём не отразиться. Кто такие футлярные люди? Это самые настоящие отшельники, которые считают, что они живут вполне себе нормально, в отличие от остальных. Это проявляется и в чеховском герое.

В один момент он встречает Вареньку &ndash, девушку, являющуюся сестрой нового учителя географии и истории. Она проявляет неожиданный интерес к Беликову. Которого общество начинает склонять к женитьбе на ней. Он соглашается, несмотря на то, что мысли о браке его угнетают и тревожат. Беликов худеет, бледнеет, становится ещё более нервозным и боязливым. И первое, что его беспокоит сильней всего &ndash, образ жизни «,невесты»,.

Кто такие футлярные люди? Те, кому не понять других в силу своей отрешенности. Варенька любит кататься на велосипеде с братом. И Беликов уверен, что это вполне обычное увлечение не является нормальным! Потому что негоже кататься на велосипеде тому, кто учит истории молодёжь. А женщина на этом транспортном средстве и вовсе выглядит неприлично. Беликов не постеснялся выложить свои мысли брату Вареньки, который того терпеть не может. И пригрозил доложить о его увлечении директору гимназии. В ответ брат Вареньки спустил Беликова с лестницы. Что в итоге? Беликов заболевает - от стресса, его не отпускают мысли о том, что о его позоре кто-то узнает. И через месяц умирает. Таков конец.

Основная мысль

Что ж, кто такие футлярные люди &ndash, на примере Беликова можно понять. И идею, в принципе, Чехов хотел донести простую. Прозаик пытался донести до читателей &ndash, «,закрытая», от общества жизнь лишь калечит человеческую душу. Нельзя быть вне остальных. Мы все &ndash, члены единого общества. Всё, что человек сам себе напутал, настроил &ndash, лишь отгораживает его от жизни. От наполненной красками реальности. И это действительно так. Духовная убогость лишь ограничивает человеческое существование. О чём и размышляет Чехов в этом рассказе.

Современность

Человек XXI века, читавший Чехова, знает о том, какие люди называются футлярными. И он способен распознать их среди остальных. Сейчас они называются интровертами. Это люди, психический склад которых характеризуется сосредоточенностью за созерцательности, замкнутости и сосредоточенности на собственном внутреннем мире. Они не склонны к общению с остальными людьми &ndash, им трудно установить контакт с кем-либо.

Впрочем, чтобы понять суть данного термина, достаточно обратиться к этимологии. «,Интроверт», - слово, произошедшее от немецкого introvertiert. Что дословно переводится как «,обращённый внутрь»,.

Сочинения по русскому языку и литературе

Пишем сочинения вместо вас!

БЕГСТВО БЕЛИКОВА ОТ ЖИЗНИ (анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»)

Когда я пробую представить себе Белико-

ва, мне видится человечек, запертый в тес-

ной маленькой черной коробочке. Человек

в футляре…, Какое, казалось бы, странное вы-

ражение, а как точно оно отражает человече-

И самое интересное, что этот человечек

не пытается вырваться из окружающих его

стен, ему там хорошо, уютно, спокойно, он

отгорожен от всего мира, страшного мира, за-

ставляющего людей мучиться, страдать, ста-

вящего их перед сложными проблемами, для

решения которых необходимо обладать опре-

деленной решительностью, благоразумием.

Чехов рисует человека, которому не ну-

жен этот мир, у него есть свой, кажущийся

ему лучше. Там все облачено в чехол, покры-

то им и внутри, и снаружи. Вспомним, как

выглядел Беликов: даже «в очень хорошую

погоду» он «ходил в калошах и с зонтиком и

непременно в теплом пальто на вате». И зон-

тик, и часы у него были в чехле, даже «…,ли-

цо, казалось, тоже было в чехле, так как он

все время прятал его в поднятый воротник».

Беликов всегда носил «темные очки, фуфай-

ку, уши закладывал ватой и когда садился на

извозчика, то приказывал поднимать верх».

То есть стремление уйти в футляр давало о

себе знать всегда и везде.

Он «всегда хвалил прошлое и то, чего ни-

когда не было», а вот настоящее вызывало у

него истинное отвращение. А его мышление?

Оно тоже все закупорено, зашито. Он даже

мысль свою пряТал в футляр. «Для него были

ясны только циркуляры и газетные статьи,

в которых запрещалось что-нибудь». Почему?

Да потому что в запрещении все четко, опре-

деленно, понятно. Все в футляре, ничего нель-

зя! Вот это и есть идеальная жизнь в понима-

Казалось бы, живешь ты в своем футля-

ре, пожалуйста, живи и дальше. Но не та-

ков был Беликов. Свои цепи, цепи правил,

беспрекословного подчинения, истинной люб-

ви к начальству он навязывает всем окру-

Он угнетает всех невероятной осторожно-

стью, футлярными соображениями, давит на

людей, как бы обволакивая их своим темным

чехлом. Беликов против всего нового, яркого,

постоянно опасается, как бы чего не вышло,

как бы не дошло до начальства! Футляр «по-

крывает» его мозг, подавляя положительные

эмоции на корню. Этот «черный футляр» не

выдерживает яркого света, поэтому долой все,

даже самые невинные, но не положенные по

Беликов осознает, работая в коллективе,

что надо бы поддерживать отношения с со-

служивцами, а потому старается проявить дру-

жественность, быть хорошим товарищем. Это,

конечно, прекрасно, но в чем же эти чувства

находят выражение? Он приходит к кому-

нибудь в гости, тихо садится в углу и молчит,

тем самым, как он думает, выполняя долг на-

Естественно, что эту робкую «серую

мышку» никто не любит, да и от него любви

не ждут. Но даже в таком человеке просыпа-

ются какие-то чувства, пусть очень слабень-

кие, можно сказать, «еще в самом зароды-

И возникают эти чувства по отношению

к Варваре Саввишне Коваленко, сестре ново-

го учителя истории и географии. Но и тут

Беликов «прячет голову в песок» все де

надо обдумать, проверить. «Варвара Сав-

вишна мне нравится…, и я знаю, жениться

необходимо каждому человеку, но…, все это,

знаете ли, произошло как-то вдруг…, Надо

Даже свадьба у Беликова должна быть

строго «регламентирована)-, а то «женишься,

а потом, чего доброго, попадешь в какую-ни-

будь историю». Принять ответственное ре-

шение Беликову очень трудно. Ему надо дол-

го готовиться, собираться, а там, глядишь,

и проблема сама собой решится, все будет

вновь тихо и спокойно.

К тому же Беликов очень обидчивый, ра-

нимый. Может быть, оттого и такой осторож-

ный? Вспомним, как на него действует кари-

катура, что он испытывает, когда Варя видит

его падающим с лестницы. Эти потрясения

пробивают футляр, а для Беликова это рав-

носильно смерти в прямом смысле слова.

Когда Беликов умирает, создается впе-

чатление, что именно ради этого момента он

и жил. «Теперь, когда он лежал в гробу, вы-

ражение у него было кроткое, приятное, да-

же веселое, точно он был рад, что, наконец,

его положили в футляр, из которого он уже

никогда не выйдет».

Да, Беликов не выйдет, но сколько еще

таких человечков в футляре осталось, сколь-

ко их еще будет!

Возможно, будет их еще много.

Но попробуем поразмыслить, что ждет

человека, ведущего футлярный образ жизни,

в старости. Ведь, наверное, в конце жизнен-

ного пути необходимо ощущение того, что не

зря жил на этом свете, нужен кто-то, кто по-

заботился бы о тебе, дал, так сказать, «води-

А если человек жил в футляре, футляре

«без окон, без дверей», что же его ждет? Оди-

Образ Беликова в рассказе «Человек в футляре»

Образ Беликова в рассказе «Человек в футляре»

Учитель греческого языка гимназии Беликов в рассказе «Человек в футляре»- образ нарицательный, он олицетворяет общественное явление, получившее название «беликовщины».

Беликов жил и мыслил «футлярно», боясь отступить от правил (в особенности по части морали), осуждая все новое, говоря «как бы чего не вышло». Футлярность Беликова проявлялась и внешне: он ходил постоянно в галошах, всегда под зонтиком, в темных очках, в «теплом пальто на вате», с поднятым воротником, как будто хотел окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который защитил бы от внешнего мира. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге. И чтобы преодолеть свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое. Но самое страшное, что футлярность эта с каждым днем набирала силу, футлярным становился образ мысли. Он отгородился от живой жизни. Даже в портретном описании Беликова выделяется серый - тусклый неживой цвет, который сочетается с двумя постоянными цветовыми определениями Беликова бледный и темный.

Однако Беликов не застывший символ, а живой персонаж, к тому же, далеко не безобидный. Каким-то образом он давил и угнетал всех на педсоветах - и ему уступали. Он держал в руках всю гимназию. И не только гимназию, но и весь город.

Никто не любил его, но все боялись, так как он вселял страх, страх перед государством и ее властью, страх перед свободолюбием. Роль доносчика, фискала была ему вполне к лицу. Неудивительно, что под влиянием таких людей, как Беликов, в городе стали бояться всего: громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги.

Беликов умирает. Он умирает, достигнув, наконец, по ироничному замечанию автора, «своего идеала». Он оказался в таком футляре, из которого уже никогда не выйдет.

Но даже после его смерти ничего существенно не изменилось, «жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне, не стало лучше».

Беликов был лишь отражением, ярким примером «футлярной жизни», того образа, стиля жизни и поведения, убеждений, которые осуждал , но образа, который жил практически в каждом из жителей городишки, только был не таким явным, как у главного героя. «И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»

Итак, Чехов с помощью образа Беликова высмеивает тех людей, которые стараются между собой и миром поставить своеобразный футляр, не способных выйти за пределы стандартов и предписаний, ведь от таких беликовых и «футлярной жизни» замирает все живое, доброе, честное.

Повесть «Юность» представлена в виде монолога главного героя этого произведения - Николеньки Иртеньева Он постоянно анализирует свои действия, поступки, мысли, пытается найти в жизни ту дорогу, по которой ему нужно идти Но как же ее выбрать? И какой она должна быть?

Его постоянно мучают эти вопросы.

Он не доволен своей внешностью, все, за что он ни берется, кажется, не удается ему.

Но однажды весенним днем какое-то новое для Николеньки, чрезвычайно сильное и приятное чувство вдруг проникло к нему в душу. «Оно говорило ему про красоту, счастье и добродетель, говорило, что как то, так и другое легко и возможно для него, что одно не может быть без другого, и даже что красота, счастье и добродетель одно и то же».

Именно в тот момент наш герой решил сделаться «другим человеком и начать жизнь иначе», он решил приложить свои мысли к жизни с твердым намерением никогда не изменять им.

И он начал мечтать, мечтать о той «новой жизни», о том «новом пути», который он сам себе выбрал и придумал Эта тропинка казалась ему безупречной. Однако эти мечты, как позднее отмечает , от лица которого ведется повествование, «были так же ребячески, как мечты детства и отрочества»

В тот период времени, который главный герой считал пределом отрочества, основой его мечтаний были четыре чувства: любовь к ней, любовь к любви, надежда на необыкновенное, тщеславное счастье и, наконец, отвращение к самому себе и раскаяние.

Именно этот голос раскаяния и страстного желания совершенства и был главным новым душевным ощущением, он заставил Николеньку по-другому взглянуть на себя, на людей и на мир Божий.

И Николенька стремился к этому своему идеалу, но в жизнь задумки претворялись не так прекрасно, какими были в душе и в уме.

Но, создавая свои идеалы, он почему-то не обращался к нравственной стороне этого вопроса и делил всех людей на благовоспитанных и неблаговоспитанных.

Почему? Почему судил он о людях по знанию французского языка, уменью кланяться, танцевать и разговаривать и другим принципам comme il faut. Разве они являются критериями оценки человека, его души, мыслей и воображения? Отнюдь.

Скорее, это понятие благовоспитанности так сильно вросло в него оттого, что стоило огромного труда, чтобы приобрести его.

Но его взгляды и отношение к ценностям стали изменяться после общения с Оперовым, Зуховым и другими ребятами из университета, которые дали ему понять, что все то, чем он хвастается и гордится, по сути дела, ничто.

Вот тогда-то Николенька по-другому стал воспринимать достоинства и недостатки людей.

Шестнадцатилетний юноша постоянно ищет истину, в его сознании идет некая внутренняя борьба, мысли его полны противоречий. Он познает, анализирует. И, на мой взгляд, это постоянное самопознание и самоанализ, стремление к лучшему, помогает разобраться в себе и в людях, пусть не сразу и не полностью, но все же

Обзоры сервисов Pandia.ru

Проекты по теме:

Домашний очаг

Справочная информация

Общество

Образование и наука

Бизнес и финансы

Досуг Технологии Инфраструктура Товары

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Образ Беликова в рассказе А.П.Чехова Человек в футляре

Автор: kirills1 Добавлено: 05.04.2018, 15:24

Я хочу описать главного героя , Беликова , в рассказе Антона Павловича Чехова Человек в футляре . Беликов занимает в рассказе главное место , так как рассказывается именно о его жизни , внешности ,и о том , как к нему относятся другие.

Самый обыкновенный учитель греческого языка в гимназии , не женат , живёт в маленькой комнатушке. Его комната настолько мала , как берлога у медведя , стол и кроватка с пологом. Также у него работает повар Афанасий , лет шестидесяти. Ложась спать , Беликов всегда накрывался с головой , боялся посторонних шумов , слышал зловещие вздохи Афанасия. Постоянно думал , что повар ни с того , ни с сего вдруг его может зарезать. Каждую ночь из-за этих мыслей он не мог спокойно спать. А на утро , когда надо идти в гимназию , был скучен и бледен. Вот что значит жить футлярной жизнью ! Выглядел Беликов очень мрачно и однообразно: носил тёмные очки , фуфайки , уши закладывал ватой , и когда садился на извозчика , то приказывал поднимать верх. Одним словом , у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой , создать себе , так сказать футляр , который уединил бы его , защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его , пугала , держала в постоянной тревоге , и , быть может , для того , чтобы оправдать эту свою робость , своё отвращение к настоящему , он всегда хвалил прошлое , и то , чего никогда не было , и древние языки , которые он преподавал , были для него , в сущности , те же калоши и зонтик , куда он прятался от действительной жизни.

По этим признакам можно понять , что Беликов - человек малообщительный , мнительный , скромный .

- О , как звучен , как прекрасен греческий язык ! - говорил он со сладким выражением , и , как бы в доказательство своих слов , прищурив глаз и подняв палец , произносил:

Но излюбленной фразой Беликова была: Как бы чего не вышло ! . А также , заходя в гимназию , он постоянно твердил своим коллегам: Уж очень шумят у нас в классах .

Из-за своего характера, Беликов держал в страхе всю гимназию , да что там гимназию , весь город. Представляете , из-за него ученикам нельзя было выходить на улицу после девяти , запрещалось в статьях писать про плотскую любовь. Люди перестали знакомиться друг с другом , посылать письма . Вот насколько он влиял на окружающую его действительность.

Он безумно любил свой преподаваемый язык. Уделял ему всю свою жизнь! Однажды , когда его будущая невеста Варенька пела малороссийские романсы , то он подсел к ней и сказал , улюбаясь:

- Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий.

Как уже говорилось раньше , он держал в страхе весь город. Но его боялись не только ученики , но и учителя , и даже директор! Дамы не устраивали по субботам спектаклей , боялись , а вдруг он узнает! Боялись в его присутствии кушать или играть в карты. Из-за таких людей , как Беликов , за последние десять - пятнадцать лет город стал похож на мёртвую деревню - никто не выходил на улицу , не разговаривал , не читал книги , не помогал бедным , не учил грамоте. Все знали , что увидя это , Беликов обязательно скажет: Всё это хорошо , но как бы чего не вышло! Эти его слова всех очень расстраивали. И ,когда он умер , все вздохнули с большим облегчением!

Этим рассказом Антон Павлович Чехов хотел показать , что такими людьми , как Беликов , быть не стоит. Какая радость от того , что тебя все боятся , ты ни с кем не дружишь , не разговариваешь? И,когда ты уходишь на тот свет , то тебя никто не жалеет , никто о тебе не скучает , а только все радуются и ликуют!

Так что почаще знакомьтесь , общайтесь , и вам самим на душе будет легче.

Завещание беликова в рассказе человек в футляре

Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений

Образ и характеристика Беликова в рассказе Человек в футляре: описание и портрет в цитатах

Художник Д. Дубинский

Образ и характеристика Беликова в рассказе Человек в футляре

. некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ.

. своими темными очками на бледном, маленьком лице, –, знаете, маленьком лице, как у хорька.

. и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой.

. рядом с ней Беликов, маленький, скрюченный, точно его из дому клещами вытащили.

. говорил он мне со слабой кривой улыбочкой.

. однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком.

. человек, который во всякую погоду ходит в калошах.

. А под вечер оделся потеплее, хотя на дворе стояла совсем летняя погода.

. Ему давно уже за сорок.

. еще глубже ушел в свой футляр.

. у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний.

. И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр.

. он просто угнетал нас <,. >, своими чисто футлярными соображениями.

. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике.

Беликов - тревожный, робкий человек:

. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было,

. О, как звучен, как прекрасен греческий язык! –, говорил он со сладким выражением.

. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо:

–, Оно, конечно, так‑,то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло.

. Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой‑,нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и все говорил, как бы чего не вышло.

. А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот‑,де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, –, ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло.

. за такого солидного, всеми уважаемого человека, как Беликов.

. держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет.

. ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал это своею товарищескою обязанностью.

. Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся.

. вот подчинились же, терпели…, То‑,то вот оно и есть.

. однако же этот человечек <,. >, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город! Наши дамы по субботам домашних спектаклей не устраивали, боялись, как бы он не узнал, и духовенство стеснялось при нем кушать скоромное и играть в карты.

. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке.

. И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и –, ах, как бы чего не вышло.

. Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом.

. Женской прислуги он не держал из страха, чтобы о нем не думали дурно.

. Постное есть вредно, а скоромное нельзя, так как, пожалуй, скажут, что Беликов не исполняет постов, и он ел судака на коровьем масле, –, пища не постная, но и нельзя сказать чтобы скоромная.

. И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны.

. а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко.

. Очень уж шумят у нас в классах, –, говорил он, как бы стараясь отыскать объяснение своему тяжелому чувству.

. И прошу вас никогда так не выражаться в моем присутствии о начальниках. Вы должны с уважением относиться к властям.

. не понимаю, как вы перевариваете этого фискала*, эту мерзкую рожу.

(*фискал - то есть ябедник, доносчик)

. Я не люблю фискалов.

. Уеду, а вы оставайтесь тут со своим Иудой.

Знакомство с Варенькой и смерть Беликова

Однажды Беликов знакомится с девушкой Варей. Он почти женится на ней, но их отношения ни к чему не приводят:

. этот человек в футляре, можете себе представить, едва не женился. . Да, едва не женился, как это ни странно. Однажды брат Вареньки выгоняет Беликова из квартиры и толкает с лестницы. Варя видит позор Беликова. Он не переносит этого и заболевает:

. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал. Через месяц Беликов умирает:

. Через месяц Беликов умер. Хоронили мы его все, то есть обе гимназии и семинария. Это был цитатный образ и характеристика Беликова в рассказе Человек в футляре Чехова, описание внешности и характера, портрет в цитатах.

/ русская литература19 в / анализы / Чехов. человек в футляре

А.П. Чехов один из русских писателей, кто понимал, что деньги, чин, авторитет, власть все это лишь внешние способы порабощения человеческой личности. Подлинный же инструмент, инструмент всепроникающий, страх. Какой-то маниакальный страх перед жизнью безраздельно владел душою Беликова центральной фигуры рассказа Чехова «Человек в футляре», опубликованного в 1898 году. Беликов это человек в футляре, нелепое, ничтожное существо, умудрившееся, однако же, запугать целый город: «Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человекдержал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!» Среди персонажей Чехова много влиятельных лиц: генералы, губернаторы, тайные советники, миллионеры. Но герой, который держит в руках весь город, лишь один «человек в футляре». Власть страха соприкасается с владычеством ничтожества. Цель этого рассказа А.П. Чехова, как мне кажется, - донести до людей сущность страха: «Под влиянием таких людей, как Беликов, за последнее десять-пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте». Раскрытию образа Беликова способствует композиционный прием, к которому часто в своем творчестве прибегает Чехов, рассказ в рассказе. Охотники, расположившиеся на ночлег в сарае старосты Прокофия, рассказывали разные истории. Один из них, по фамилии Буркин, поведал о жителе своего города, учителе греческого языка Беликове. Чем был примечателен этот человек? Только тем, что «даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». К тому же «и зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике». Лицо его тоже, казалось, было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Беликов, по словам рассказчика, носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Что это, причуда или образ жизни Беликова, Буркин не поясняет. Однако замечает, что у этого человека было постоянное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр», который якобы защищал его от внешнего мира, уединял его. Беликов жил в постоянной тревоге, опасаясь раздражителей действительности. Беликов хвалил прошлое, выражая отвращение к настоящему, а древние языки, которые он преподавал, были теми же зонтиком и калошами, куда он прятался от действительной жизни. И этот странный человек на всех наводил страх. Окружающие его будто чувствовали, что и мысль свою Беликов прятал в футляр: «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Если, например, в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов, для него это было ясно и определенно. В разрешении чего-либо Беликов всегда сомневался и опасался «как бы чего не вышло». К внешнему облику и образу мыслей прибавлялась и обстановка его жилища. Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, герой укрывался с головой. Но и это не могло защитить Беликова от преследовавших его страхов, он всегда и всего боялся. Однажды директорше гимназии пришла в голову мысль поженить Беликова и сестру нового учителя географии и истории Коваленко, который, впрочем, с первого взгляда возненавидел Беликова. Коваленко не мог понять, как люди терпят этого фискала, «эту мерзкую рожу». А эта «мерзкая рожа» еще и порицала молодого человека: ходит в вышитой сорочке, постоянно на улице с какими-то книгами, а тут еще и велосипед завел. Угрозы Беликова доложить весь этот разговор директору вывели Михаила Саввича из состояния равновесия. Коваленко схватил «его сзади за воротник и пихнул». И когда Беликов упал с лестницы, увидел, что как раз в этот момент вошла Варенька (та самая сестра) с двумя дамами. Он стал посмешищем - лучше «сломать себе шею, обе ноги». Варенька, узнав Беликова, не смогла сдержать смех: «этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все». Беликов сильно заболел, а через месяц умер. Словно вся его жизнь, погода в день похорон была пасмурная. А герой, как и при жизни, был в футляре, которым теперь стал для него гроб. Люди, хоронившие Беликова, скрывали удовольствие, что избавились от неусыпного надзора этого человека. Завершая свое повествование, Буркин высказывает глубоко философскую мысль: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт разве это не футляр?» Футлярная жизнь это всего лишь существование. А Чехов в своем творчестве всегда выступал за полноценную жизнь. Рассказом «Человек в футляре» автор хотел сказать, что страх перед действительностью может заточить человека в созданный им же самим футляр. Более того, «футляр» носит явно социально-политическую окраску: здесь Чехов дает краткую, точную, сатирическую, порой гротескную, характеристику жизни всей русской интеллигенции и вообще России в только что закончившееся царствование Александра III.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Понравилась статья? Поделить с друзьями: