Задачи и содержание экологического воспитания детей

Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать и вовлекать их в совместную работу

Задачи и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Формирование у детей элементов экологического сознания.

Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры.

Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста. Человек и природа Философы, поэты.

Приоритетность экологического образования сегодня признано всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется.

«Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений (раздел «Развитие экологической культуры детей»). Этот документ.

Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность.

Цель: повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей посредством экологического воспитания.

Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций

В этом возрасте взрослые должны помогать детям ощущать себя частью этого мира. Для формирования у дошкольников начал экологической.

Целью таких уроков является решение проблемного вопроса, которое возможно только с использованием знаний разных дисциплин

учебно-мет. пособие. Учебнометодическое пособие Уфа 2009 Печатается по решению редакционноиздательского совета Академии вэгу рецензенты

Тема 4. Принципы отбора содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста

Глава II. Методы экологического образования

Тема 2. Наблюдение как основной метод экологического образования

виды наблюдений по характеру познавательных задач,

виды наблюдений по количеству детей.

Виды наблюдений по характеру познавательных задач.

Анализирующие или распознающие наблюдения.

Цель данных наблюдений - формирование у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств.

Виды наблюдений по количеству детей:

Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений:

Экологическое воспитание дошкольников 4

Course на тему Экологическое воспитание дошкольников 4

  • Экологическое воспитание дошкольников 31 кб.
  • Экологическое воспитание и развитие в игровой деятельности младших дошкольников 32 кб.
  • Основы экологии 8 72 кб.
  • Экологическое воспитание младших школьников 28 кб.
  • Формирование динамических представлений об изменениях в живой природе у старших дошкольников 623 кб.
  • Методика экологического воспитания дошкольников 216 кб.
  • Игра метод ознакомления дошкольников с природой 34 кб.

Курсовая работа на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.

Глава I. Теоретические основы экологического воспитания старших дошкольников

1.3. Концепция экологического воспитания дошкольников

Ответы к экзаменам и зачётам

Ответы к экзамену по дошкольной педагогике

Задачи и содержание экологического воспитания дошкольников.

Современные образовательные программы по экологическому воспитанию детей.

ЭВ &ndash, воспитание осознанно правильного отношения к окружающей действительности. Николаева: «,в дошк. возр. закладываются основы экологической культуры человека»,. Саморукова, Веретенникова, Нечаева (экскурсии) и др . Задачи ЭВ:

1) Дать ребенку систему знаний о взаимосвязи и зависимостях в природе (формируется положительное отношение, ребенок любит то, что знает).

2) Воспитание осознанного отношения к природе.

3) Формирование эстетических чувств (на основе эмоций).

Дежникова, Цветкова говорили о понятии экологического воспитания дошкольника. Глазачев ввел термин «,экологическая воспитанность»,.

Средства ЭВ: занятие, игра, наблюдение, экскурсия, специально организованная природная среда (уголок природы, экологическая тропа, сад, огород), предметная среда ДУ (игрушки, литература, пособия, экологический музей). Вопросом занимаются: Николаева, Рыжова и др.

Современные программы (порциальные) на 3 группы:

I биоэкологической направленности (Николаева «,Юный эколог»,, Рыжова «,Наш дом природа»,)

II эстетико-экологической направленности (Ашиковы «,Семицветик»,)

III эколого-социальной направленности (Кларина «,Экономика и экология»,).

Базовой основой ЭВ является программный раздел «,Ознакомление детей с природой», (смысл &ndash, сориентировать детей в различных явлениях природы, доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи).

1) Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе (к ее живым и неживым объектам и явлениям).

2) Знакомить детей с ростом, развитием, размножением растений, с их потребностью в пище, свете, тепле.

3) Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

4) Знакомить детей с разными состояниями вещества (вода, снег, лед, пар), с причинно-следственными связями.

5) Развивать первые представления о существенных признаках благополучного и неблагополучного состояния природы. Воспитывать бережное отношение к природе, умению ответственно ухаживать за растениями и животными.

Вопросом занимаются: Павлова, Лучич, Смирнова, Балуева, Парфенова и др.

Задачи и содержание экологического воспитания детей

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.3. Цель, задачи и основные направления воспитания

3.3.7 Экологическое воспитание

Современные масштабы экологических изменений создают реальную угрозу для жизни людей. Загрязнение воздуха, водоемов, эрозия почв и вырубка лесов во многих местах достигли критического уровня. Экологический кризис требует интенсивного экологического воспитания подрастающего поколения в частности и населения в целом.

Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие экологической культуры личности.

Система экологического воспитания предусматривает формирование умений анализировать явления природы, бережного отношения к ее богатствам как чрезвычайно важного среды обитания человека.

Задачи и содержание экологического воспитания.

Основными задачами экологического воспитания является накопление в человека экологических знаний, воспитание любви к природе, стремление беречь и приумножать ее богатства и формирования умений и навыков природоохранной деятельности.

Содержание экологического воспитания предполагает раскрытие сущности мира природы - среды обитания человека, которая должна быть заинтересована в сохранении его целостности, чистоты, гармонии. Индивид должен уметь осмысливать экологические явления и разумно взаимодействовать с природой. Эстетический подход к природе способствует формированию нравственных чувств долга и ответственности за ее сохранение, побуждает к природоохранной деятельности.

Любовь к природе необходимо воспитывать с раннего детства. «Детей, не умеющих еще ходить, - считал Г. Ващенко, нужно чаще выносить на свежий воздух, чтобы они могли видеть родное небо, деревья, цветы, разных животных. Все это остается в детской душе, озарено чувством радости, и положит основы любви к родной природе».

Первоосновы экологического мышления закладываются в семье, которая призвана привить детям систему экологических ценностей, норм поведения в природной среде выше.

В тесной взаимосвязи с семьей должен работать и детский сад. Его задача - через сказки, мифы, игры развивать познавательные способности детей, знакомить их с элементарными связями живой и неживой природы, влиянием человека на окружающую среду, благодаря чему у ребенка формируется потребность в общении с природой.

Начатое в дошкольном возрасте экологическое воспитание продолжается на всех этапах обучения в школе. Каждый из них имеет свою цель, задачи, соответствующую возрастным особенностям школьников методику.

На первом этапе (младшие школьники) школа обеспечивает комплексное изучение природы и раскрытие учащимся ее многогранных аспектов: эстетического, санитарно-гигиенического, экологического, экономического. Дети должны понять также зависимость качества жизни и здоровья от состояния окружающей среды, стремиться улучшать его.

На втором (5-7 классы) и третьем (8-9 классы) этапах учащиеся накапливают знания о природных объектах, закономерности развития и функционирования биологических систем, анализируют и прогнозируют несложные экологические ситуации, закрепляют правила поведения в окружающей среде. Одновременно углубляются и обогащаются сведения о явлениях и законах природы, раскрываются причины экологического кризиса и осознается необходимость сохранения природных комплексов (экосистем).

На четвертом этапе (10-12 классы) завершается обобщение полученных экологических знаний, осуществляется моделирование простых кризисных ситуаций. В учебные планы включают интегрированные курсы различных естественных, экологических дисциплин.

Школьный этап экологического воспитания является базой для дальнейшего углубления экологического образования и воспитания в вузах. Студенты должны осознать целостность природы Земли, единство ее процессов, связь человека с природой. Они должны знать, что их профессиональная деятельность, поведение в отношении природы должны согласовываться с ее законами. Только при таких условиях у будущих специалистов сформируется чувство ответственности за судьбу природного окружения.

Экологическое воспитание должно сформировать экологическую культуру человека, для которой характерны разносторонние, глубокие знания об окружающей среде (природное и социальное), экологический стиль мышления, что предполагает ответственное отношение к природе и своему здоровью, наличие умений и опыта решения экологических проблем (прежде всего на местном уровне), непосредственное участие в природоохранной работе, а также способность предвидеть возможные негативные последствия природо-преобразовательной деятельности человека.

Условия эффективности экологического воспитания.

Путями повышения экологической культуры молодежи и эффективности экологического воспитания является:

- разработка ориентировочного содержания непрерывного экологического образования для всех возрастных категорий подрастающего поколения, увеличение веса экологических вопросов как в рамках определенных предметов, так и с помощью налаживание внутри - и межпредметных связей,

- создание в учреждениях образования соответствующей учебно-материальной базы: уголков охраны природы, живых уголков и др.,

- совершенствование форм и методов экологического воспитания, активное привлечение воспитанников к природоохранной работы,

- формирование мотивов ответственного отношения к природе, стремление познать ее, приумножать ее богатства.

В формировании экологической культуры ведущая роль принадлежит предметам естественного цикла. Однако и гуманитарные предметы предусматривают относительно этого широкие возможности.

&1В чем сущность экологического воспитания детей

Характерной чертой экологического воспитания дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, наблюдение и практическая деятельность по уходу за животными и растениями. Во всех группах детского сада, начиная с младшего дошкольного возраста, дети знакомятся с небольшим количеством растений, которые имеются в группе и на участке. Они рассматривают деревья, травы, комнатные растения, учатся их различать и правильно называть по характерным признакам строения: форме и окраске листьев, цветов, плодов. Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся с функциями их органов: корнями растения удерживаются в земле, всасывают воду и питательные вещества, которые по стеблю идут к листьям, цветам , плодам. Листья растениям нужны, чтобы поглощать свет. На месте цветов появляются плоды, в которых зреют семена- это будущие новые растения . Значение функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции органов дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растений от факторов внешней среды.

&2.Виды занятий по ознакомлению дошкольников с природой.

Основы экологической культуры закладываются в повседневной жизни, когда воспитатель систематически через циклы наблюдений, трудовую деятельность и общение знакомит детей с объектами живой природы, которые их окружают. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Накопленные представления необходимо упорядочить: осмыслить, расширить, углубить, систематизировать, обобщить. В этом случае решающую роль начинают играть различные виды занятий.

&3. Создание развивающей среды.

Развивающая предметная среда это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

&4.Методы экологического воспитания.

Содержание экологического воспитания, и возможность его реализовать в детском саду, тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов в работе воспитателя продуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата.

Под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического.

Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность.

Окружающей среды. В этих условиях проблема экологического воспитания подрастающего поколения обретает особую значимость. Экологическое.

Экологическое воспитание это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического.

Одной из основных задач учебно-воспитательной работы является формирование у подрастающего поколения экологического воспитания и.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса.

В целях формирование у детей интереса к природе и окружающей среде, общественной активности, разумной и полезной организации досуга.

Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной.

Система работы по духовно нравственному развитию ребенка через ознакомление с миром природы складывается из тех методов и средств.

Э 56 Экологический клуб и научное общество учащихся как средства экологического воспитания старшеклассников/ Составитель: Найденышева.

При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: